Должностные лица в управлении золотой орды

должностные лица в управлении золотой орды

Судебник 1497.

Судебник Ивана III (1497) был принят для укрепления централизованной системы управления и представлял собой сборник законов Русского государства. Он отражал интересы феодалов-землевладельцев, поэтому в нем были регламентированы правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в Юрьев день (26 ноября по старому стилю) и в течение недели до и после этого дня, заплатив «пожилое»), это был первый шаг к закрепощению крестьян.

Источники холопства по Судебнику 1497 г. те же, что и в Русской Правде, кроме городского ключничества. Помимо этого холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

В Судебнике 1497 г.

Они имели свои отряды воинов — нукеров, которые участвовали в набегах, охотах, пирах, помогали советом в решениях.

Ожесточенная борьба между племенами завершилась к началу ХШв. образованием монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией. После длительных, кровавых войн вождь одного из монгольских племен Темучин покорил остальные племена.


Вниманиеattention
В 1206 г. на курултае — собрании монгольской кочевой аристократии Темучин был избран ханом всех монголов под именем Чингизхан.

Образование Монгольского государства способствовало развитию

производительных сил и сыграло важную роль в объединении всех монгольских племен. Появилась возможность экономических и политических контактов с соседними народами.

Однако этот путь не устраивал кочевую аристократию, для которой война ради грабежа стала главным источником обогащения.

Должностные лица в управлении золотой орды


Столицей джучидов был город Сарай в низовьях р. Волги, около современной Астрахани.

2. Государственный строй золотой орды

Высшая власть в Золотой Орде принадлежала хану (кану). Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой — династия его старшего сына Джучи (джучиды).
В 1260-х гг. империя разделилась на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Система управления государством, заложенная еще при нем, оставалась до конца существования этих государств. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана.
(Древность и средневековье)/Р.Г.Фахрутдинов. — Казань: Магариф, 2000. — С.123

Каан считался главой гражданского управления — ли-дером собственного рода, общеплеменным вождем, судьей и жрецом, а также главой военной организации.


Важноimportant
Однако внутренние и внешние достижения Золотой Орды оказались непрочными. В60-х годах ХГѴв. она вступила в полосу длительных усобиц, поставивших под угрозу ее государственно-политическое существование.

В результате феодальных усобиц («великой замяни» по-древнерусски) за 20 лет с 1360 до 1380 гг. сменилось 20 ханов. В 1380 г. произошла Куликовская битва. Войскам Золотой Орды было нанесено поражение, от которого она уже не смогла оправиться.

Рассмотрим общественный и государственный строй Золотой Орды.

Золотая Орда представляла собой феодальное государство.
Ее экономической основой являлись феодальные отношения, характерная черта которых состояла в феодальной собственности на землю, пастбища и скот. Это была так называемая сословная собственность, при которой рядовые кочевники давали своему господину определенную часть получаемого продукта.


Инфоinfo
Более мелкие феодалы (десятники, сотники) зависели от более крупных (тысячников, темников), что обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения. Вся земля являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земель распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению.

У большинства татаро-монголов сохранились феодальные отношения с многочисленными пережитками родового строя.

Первая группа господствующего класса феодалов — «белая кость», верхушка золотоордынского общества — включала в себя монголо-татарскую кочевую аристократию. На вершине социальной лестницы находились хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и т.д.) из дома Джучи — первого хана Золотой Орды.
С течением времени род Джучи сильно разросся.

Кроме того, Александр принял ханское покровительство в борьбе с агрессией западных рыцарей.

Ослабление власти монгольских ханов на Руси делало русских князей автономными правителями. Вместе с тем, князья были готовы уже в собственных целях использовать ту административную и военную машину, которую создали монголы.

Уже не встречая сопротивления ни co стороны вечевой демократии, ни со стороны боярской аристократии, князья старались усилить свою личную и наследственную власть, превратив все сословия в «служилые», а власть – в самодержавную.

Власть монголов подрывалась внутренними усобицами, борьбой за престол, усилением фрондирующей аристократии, трудностями, связанными с управле­нием огромными улусами и уделами, удаленными от центра империи.

Татищев не употреблял словосочетание «татаро-монгольское иго», возможно потому, что при написании Истории Российской преимущественно опирался на ранние русские летописные термины и выражения, где он отсутствует, исследуя при этом взаимоотношение русских княжеств и Монгольского государства. И. Н. Болтин уже применял термин татарское владычество, а М., М., Щербатов считал, что освобождение от татарского ига было огромным достижением Ивана III.
Н. М., Карамзин находил в татарском иге как отрицательные — ужесточение законов и нравов, замедление развития просвещения и науки, так и положительные моменты — становление самодержавия, фактор объединения Руси.

При этом вопрос организации системы государственного управления рассматривался отечественными исследователями лишь косвенно.

Так, А.Доманин в своем труде «Монгольская империя Чингизидов.

Введенные бояре и окольничие составляли Боярскую думу.

Особую (прежде всего духовную и идеологическую) роль играло духовенство,период образования Русского централизованного государства был ознаменован быстрым ростом многочисленных православных монастырей, особенно в северных регионах страны.

Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено.

Городская верхушка(купечество) имело свои корпоративные организации, в то время как городские низы в своем правовом статусе приближались к крестьянам.

Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя.

Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии).

Букаулу подчинялись даже улусные эмиры — в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде были представлены такими лицами: муфтий — глава духовенства; шейх — духовный вождь и наставник, аксакал; суфи — набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий — судья, решающий дела по шариату, т.

е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства имели баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые — гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани.

под преступлением понимается не «обида», а «лихое дело».Вместе с тем есть точка зрения, что «лихие дела» – это не все преступления, а только тяжкие, существовали еще и другие преступления, не относившиеся к подсудности великого князя, а потому не включенные в этот Судебник.

По Судебнику 1497 г. увеличивается число составов преступлений, среди новых (по сравнению с Русской Правдой и Псковской судной грамотой): крамола (государственный уголовно-правовой состав) подым (видимо, антиправительственная агитация) и поджог (террористический акт) с целью причинения большого ущерба (новый государственный уголовно-правовой состав); головная татьба, т. е.

Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты.

Уголовное правоотличалось исключительной жестокостью.

Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в нек.случ.

Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку.

Судебная власть не была отделена от административной.Хан, другие государственные органы сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в.

были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. У кочевых народов ЗО существовали традиционные суды родовых старейшин-биев.

Результатами законодательной деятельности золотоордынских ханов были грамоты, пайцзы, ярлыки, повеления местными управителями. Так, ярлыки после официального признания зависимости от Орды хан вручал русским князьям с правом на «великое княжение», как своим вассалам.

Сохранив в руках князей власть в их княжествах, Золотая Орда ограничилась контролем за их вассальной верностью и посылкой для контроля своих специальных представителей — баскаков.

Функции баскаков заключались в активном контроле за деятельностью князей. По доносам баскаков князей вызывали в Орду или же посылали на русские земли карательную рать.

Собрание монгольских законов и обычаев называлось Великая Яса.

Яса грозила суровой карой всякому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Под страхом смерти запрещалось проходить по тому месту, где была ставка хана.

Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений.

В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном и судебном аппарате. Церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально зависимое население называлось «черной костью» и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев, и жителей городов. Кочевники-скотоводы звались карачу, жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежавших землевладельцу. Хозяйственные повинности скотоводов порождались общей деспотичной системой.

Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.

Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Первоначально административно — территориальное устройство Золотой Орды по монгольской традиции представляло собой отражение кочевого военного устройства. На этой же основе происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале.

Всем ордынским войском командовал военачальник — беклярибек, т. е. князь князей, великий князь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *